31 мая 2012 г. в 17:41
Твитнуть30 мая в Уральском государственном университете физической культуры состоялся круглый стол «Образование в условиях «демографической ямы»: абитуриент всегда прав?!», организованный сайтом Cheldiplom.ru. В число гостей и участников круглого стола вошли представители крупнейших государственных и частных вузов города, таких, как ЮУрГУ и ЧелГУ, ЧГПУ, ЮУИУиЭ, ЮУПИ и др., ссузов Челябинска: энергетического и технического колледжей, колледжа информатики. Всего для обсуждения собрались более 20 участников. Вопросы, на которых остановились присутствующие, касались влияния демографического кризиса начала 90‑х на образование, изменений правил приема в вузы и ссузы 2012 года, гарантиях качества платного образования и тех новинках, которые предлагают учебные учреждения нынешним абитуриентам.
Как показывают цифры, «демографическая яма» на самом деле оказывает существенное влияние на приемную кампанию 2012 года. Хотя конкурс в вузы сохраняется, тенденция его падения уже весьма заметна: количество абитуриентов, по данным министерства образования и науки Челябинский области, сократилось на 28%. Если в 2009 году их число составляло 18 тысяч человек, то в нынешнем году цифра упала до уровня 13 тысяч. Вместе с тем, представители средне-специального звена образования, в частности, Челябинского энергетического, Южно-Уральского государственного технического колледжей и Челябинского колледжа информатики, информационных технологий и экономики заявили, что уже почувствовали на себе выход из демографического кризиса, количество поступающих 9‑классников неуклонно растет.
Участники круглого стола обсудили и главную интригу приемной кампании-2012: падение качества высшего образования в угоду его доступности. С одной стороны, мода на высшее образование привлекает в вузы дополнительный контингент, с другой, повальное высшее образование неминуемо ведет к понижению его уровня. Государство в этом году предложило механизм, отсекающий лишних в высшем образовании людей, тех, кто должен пополнить ряды колледжей и профтехучилищ. В таких специалистах остро нуждается производство, что давно уже стало общим местом федеральных и региональных дискуссий. Так, по выпуску 2011 года на каждых 2 инженеров приходится 0,5 рабочего и 0,5 специалиста со средним образованием.
Переломить ситуацию призван документ «Нормативные затраты на реализацию профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования по специальностям на единицу государственной услуги на прием 2012/2013 учебного года». Другими словами, для повышения качества образования государство утвердило минимальную стоимость обучения для студентов-контактников. Так, стоимость обучения на коммерческой основе по гуманитарным специальностям составила сумму не ниже 60 тысяч рублей, 112 тысяч – на инженерные специальности. «При меньшей стоимости это превращается в продажу дипломов, а не подготовку высококвалифицированных кадров», — убеждена заместитель министра образования и науки Челябинской области Галина Казакова.
На практике такой подход воспринят некоторыми вузами, как формальный. «У нас, как у вуза культуры, возникают проблемы, связанные с рекомендательным письмом, − рассказывает Анатолий Кузнецов, начальник отдела маркетинговых и рекламных стратегий Челябинской государственной академии культуры и искусств. − Например, у нас обучение на библиотечно-информационной деятельности стоило около 20 тысяч, а в этом году должно стоить 60 тысяч и никак не меньше. Нам трудно представить абитуриента, который пойдет учиться за такую стоимость, зная заработную плату такого специалиста после окончания вуза. Направление народного творчества оборачивается и вовсе в неподъемную сумму, превышающую сотню тысяч рублей».
Подводя итоги обсуждения, участники круглого стола прогнозировали: студенты, обучающиеся на контрактной основе, после повышения стоимости обучения перейдут в негосударственные вузы, где цена сохранится на прежнем уровне. Как это отразится на рынке труда – покажет время.
Ирина Пивоварова