Наши коллеги
Интернет-ресурсы молодежной палаты
Альтернативный шрифт

Наши коллеги

Скрыть

Интернет-ресурсы молодежной палаты

Скрыть

Реко­мен­да­ции изби­ра­те­лям во вре­мя изби­ра­тель­ной ком­па­нии в Гос­ду­му

30 ноября 2011 г. в 17:33

Твитнуть

Выбо­ры депу­та­тов Госу­дар­ствен­ной Думы Рос­сии VI созы­ва, реги­о­наль­ные и мест­ные выбо­ры 4 декаб­ря 2011 г.

Наблю­де­ние за изби­ра­тель­ным про­цес­сом

- С 1 октяб­ря 2011 года Обще­ствен­ная пала­та Челя­бин­ской обла­сти про­во­дит дол­го­сроч­ное наблю­де­ние за изби­ра­тель­ным про­цес­сом сила­ми экс­перт­ной груп­пы Обще­ствен­ной пала­ты в целях про­ти­во­дей­ствия нару­ше­ни­ям изби­ра­тель­но­го зако­но­да­тель­ства в ходе про­ве­де­ния выбо­ров.

- Спе­ци­аль­но создан­ная медиа-груп­па про­во­дит мони­то­ринг СМИ.

- В пери­од дол­го­сроч­но­го наблю­де­ния Обще­ствен­ная пала­та  обна­ро­ду­ет оцен­ку хода изби­ра­тель­ной кам­па­нии по эта­пам реги­стра­ции и аги­та­ции.

- В день голо­со­ва­ния, 4 декаб­ря, крат­ко­сроч­ное наблю­де­ние будет про­во­дить­ся сила­ми экс­пер­тов Обще­ствен­ной пала­ты, кото­рые будут осу­ществ­лять наблю­де­ние и давать инфор­ма­цию о выбо­рах на изби­ра­тель­ных участ­ках, в части соблю­де­ния зако­но­да­тель­но уста­нов­лен­ных про­це­дур.

Осу­ществ­ляя наблю­де­ние за изби­ра­тель­ным про­цес­сом, Обще­ствен­ная пала­та, преж­де все­го, обра­ща­ет вни­ма­ние на сле­ду­ю­щие аспек­ты:

-       соблю­де­ние изби­ра­тель­ных прав граж­дан и изби­ра­тель­ных про­це­дур;

-       дея­тель­ность изби­ра­тель­ных комис­сий;

-       исполь­зо­ва­ние адми­ни­стра­тив­но­го ресур­са в изби­ра­тель­ной кам­па­нии;

-       соблю­де­ние рав­ных воз­мож­но­стей для веде­ния изби­ра­тель­ной кам­па­нии кан­ди­да­та­ми и поли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми;

-       соблю­де­ние про­це­дур голо­со­ва­ния, под­сче­та голо­сов и объ­яв­ле­ние резуль­та­тов голо­со­ва­ния.

Инфор­ма­ция о выбо­рах в Гос­ду­му VI созы­ва

Общая инфор­ма­ция

- Впер­вые Госу­дар­ствен­ная Дума будет изби­рать­ся на срок 5 лет (ранее изби­ра­лась на 4 года).

- Во вто­рой и послед­ний раз для пол­но­цен­но­го пред­ста­ви­тель­ства в Думе пар­ти­ям будет необ­хо­ди­мо пре­одо­леть 7%-й барьер.

- По инфор­ма­ции Миню­ста, в выбо­рах име­ют пра­во участ­во­вать все 7 офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ван­ных в Рос­сии поли­ти­че­ских пар­тий.

- Все 450 депу­та­тов изби­ра­ют­ся по про­пор­ци­о­наль­ной изби­ра­тель­ной систе­ме.

Реги­стра­ция спис­ков кан­ди­да­тов

- Спис­ки кан­ди­да­тов, выдви­ну­тые пар­ла­мент­ски­ми пар­ти­я­ми, реги­стри­ру­ют­ся без допол­ни­тель­ных усло­вий.

- Непар­ла­мент­ские пар­тии долж­ны собрать не менее 150 тыс. под­пи­сей изби­ра­те­лей.

- Доля «бра­ка» в спис­ках (недей­стви­тель­ные и недо­сто­вер­ные под­пи­си) не может быть боль­ше 5%.

- Закон преду­смат­ри­ва­ет 14 осно­ва­ний для при­зна­ния под­пи­си недей­стви­тель­ной. Под­пись может быть при­зна­на недо­сто­вер­ной или недей­стви­тель­ной экс­пер­том, от кото­ро­го фак­ти­че­ски не тре­бу­ет­ся обос­но­ва­ния.

- Пар­тий­ные спис­ки состо­ят из цен­траль­ной части и реги­о­наль­ных групп.

- Цен­траль­ная часть состо­ит не более чем из 10 кан­ди­да­тов.

- Реги­о­наль­ных групп не менее 70.

Рас­пре­де­ле­ние голо­сов

- Пар­тии, пре­одо­лев­шие 7%-ный барьер, полу­ча­ют ман­да­ты про­пор­ци­о­наль­но полу­чен­ным голо­сам.

- Пар­тия, набрав­шая от 6 до 7%, полу­ча­ет 2 ман­да­та, от 5 до 6% — 1 ман­дат.

Кален­дарь важ­ных дат

Назна­че­ние выбо­ров — 29 авгу­ста.

Выдви­же­ние спис­ка кан­ди­да­тов: с 9 по 29 сен­тяб­ря.

Пода­ча доку­мен­тов на реги­стра­цию: с 19 сен­тяб­ря по 19 октяб­ря.

Реги­стра­ция спис­ков: в тече­ние 10 дней со дня пода­чи доку­мен­тов на реги­стра­цию.

Нача­ло аги­та­ции:  со дня выдви­же­ния спис­ков.

Окон­ча­ние аги­та­ции: 12 часов ночи 3 декаб­ря.

Фор­ми­ро­ва­ние изби­ра­тель­ных участ­ков: к 15 октяб­ря.

Пуб­ли­ка­ция спис­ков участ­ков: 20 октяб­ря.

Нача­ло аги­та­ции в СМИ: 5 нояб­ря.

Состав­ле­ние спис­ков изби­ра­те­лей в тер­ри­то­ри­аль­ную изби­ра­тель­ную комис­сии (ТИК):         13 нояб­ря.

Пере­да­чи спис­ков изби­ра­те­лей в участ­ко­вую изби­ра­тель­ную комис­сию (УИК): 14 нояб­ря.

Граж­дане могут озна­ко­мить­ся со спис­ка­ми: с 14 нояб­ря,

Полу­че­ние откре­пи­тель­ных удо­сто­ве­ре­ний в ТИК: с 20 октяб­ря по 14 нояб­ря.

Полу­че­ние откре­пи­тель­ных удо­сто­ве­ре­ний в УИК: с 15 нояб­ря по 3 декаб­ря.

Фор­ми­ро­ва­ние УИК: с 3 по 10 нояб­ря.

Пери­од выдви­же­ния кан­ди­да­тов в чле­ны УИК от пар­тий: 15 дней со дня пуб­ли­ка­ции сооб­ще­ния о фор­ми­ро­ва­нии УИК.

Реа­ли­за­ция пра­ва кан­ди­да­та отка­зать­ся от даль­ней­ше­го уча­стия в выбо­рах в соста­ве феде­раль­но­го спис­ка кан­ди­да­тов: не позд­нее 18 нояб­ря (в слу­чае нали­чия вынуж­да­ю­щих к тому обсто­я­тельств — не позд­нее 2 декаб­ря).

День голо­со­ва­ния:         4 декаб­ря 2011 года.

Рос­сий­ское изби­ра­тель­ное зако­но­да­тель­ство

- Феде­раль­ный Закон об основ­ных гаран­ти­ях изби­ра­тель­ных прав и пра­ва на уча­стие в рефе­рен­ду­ме граж­дан Рос­сий­ской Феде­ра­ции

- Феде­раль­ный Закон О выбо­рах депу­та­тов Госу­дар­ствен­ной Думы Феде­раль­но­го Собра­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции

- Феде­раль­ный Закон О Госу­дар­ствен­ной авто­ма­ти­зи­ро­ван­ной систе­ме Рос­сий­ской Феде­ра­ции «ВЫБОРЫ»

- Феде­раль­ный Закон о поли­ти­че­ских пар­ти­ях

 

На осно­ва­нии мно­го­чис­лен­ных обра­ще­ний граж­дан Челя­бин­ской обла­сти с прось­бой орга­ни­зо­вать мони­то­ринг за пред­сто­я­щи­ми выбо­ра­ми депу­та­тов в Госу­дар­ствен­ную Думу Рос­сий­ской Феде­ра­ции на пред­мет недо­пу­ще­ния нару­ше­ний со сто­ро­ны поли­ти­че­ских пар­тий и реа­ли­за­ции закон­ных изби­ра­тель­ных прав граж­дан, Обще­ствен­ная пала­та Челя­бин­ской обла­сти орга­ни­зо­ва­ла «горя­чую линию» по мони­то­рин­гу изби­ра­тель­ной кам­па­нии в Госу­дар­ствен­ную Думу Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Любой житель Челя­бин­ской обла­сти, пред­ста­ви­те­ли поли­ти­че­ских пар­тий могут обра­тить­ся на теле­фо­ны «горя­чей линии» или напра­вить пись­мен­ное обра­ще­ние на имя пред­се­да­те­ля Обще­ствен­ной пала­ты Челя­бин­ской обла­сти. Полу­чен­ные дан­ные будут про­ана­ли­зи­ро­ва­ны на пред­мет нару­ше­ний и по резуль­та­там будут пред­став­ле­ны в изби­ра­тель­ную комис­сию Челя­бин­ской обла­сти и СМИ.

 

Кон­такт­ные дан­ные «горя­чей линии» Обще­ствен­ной пала­ты Челя­бин­ской обла­сти: 454080, г. Челя­бинск, ул. С.Кривой, 75а, каб. № 515, 516, тел. +7 (351) 737–16-57т/ф, 737–16-50, 737–16-22, 729–32-02.

E‑mail: op74region@mail.ru 74op@mail.ru vn@dfr.ru

www.op74.ru

 

Неко­то­рые выдерж­ки из зако­но­да­тель­ных актов для наблю­да­те­лей

от поли­ти­че­ских пар­тий, СМИ

Ста­тус наблю­да­те­ля

Граж­да­нин РФ,18 лет

Назна­ча­ет : поли­ти­че­ская пар­тия, выдви­нув­шая заре­ги­стри­ро­ван­ный спи­сок кан­ди­да­тов

Наблю­да­те­ля­ми не могут быть назначе­ны выбор­ные долж­ност­ные лица, депу­та­ты, выс­шие долж­ност­ные лица субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­ра­ции, гла­вы мест­ных ад­министраций, лица, нахо­дя­щи­е­ся в их не­посредственном под­чи­не­нии, дове­рен­ные лица, судьи, про­ку­ро­ры, чле­ны комис­сий с пра­вом реша­ю­ще­го голо­са.

Пол­но­мо­чия наблю­да­те­ля удостове­ряются в пись­мен­ном направ­ле­нии, вы­данном изби­ра­тель­ным объ­еди­не­ни­ем. Направле­ние предъ­яв­ля­ет­ся в УИК в любое вре­мя со дня пер­во­го засе­да­ния соот­вет­ству­ю­щей ко­миссии и до окон­ча­ния рабо­ты по составле­нию про­то­ко­ла об ито­гах голо­со­ва­ния, в том чис­ле об ито­гах повтор­но­го под­сче­та голо­сов изби­ра­те­лей.

Направ­ле­ние дей­стви­тель­но при предъ­явлении доку­мен­та, удо­сто­ве­ря­ю­ще­го лич­ность наблюдателя.(прилагается)

Наблю­да­те­ли впра­ве носить нагруд­ный знак с обо­зна­че­ни­ем сво­е­го ста­ту­са, не со­держащий при­зна­ков пред­вы­бор­ной агита­ции), а так­же про­во­дить фото- и видео­съем­ку в про­цес­се голосова­ния, при под­сче­те голо­сов, не нару­шая при этом тай­ну голо­со­ва­ния изби­ра­те­лей.

Нагруд­ный знак: ста­тус, ф.и.о.,кем назна­чен

Наблю­да­тель впра­ве:

зна­ко­мить­ся со спис­ка­ми изби­ра­те­лей;

нахо­дить­ся в поме­ще­нии для голо­со­ва­ния соот­вет­ству­ю­ще­го изби­ра­тель­но­го участ­ка в день голо­со­ва­ния;

наблю­дать за выда­чей изби­ра­тель­ных бюл­ле­те­ней изби­ра­те­лям;

при­сут­ство­вать при голо­со­ва­нии изби­рателей вне поме­ще­ния для голо­со­ва­ния;

наблю­дать за под­сче­том чис­ла избирате­лей, вне­сен­ных в спис­ки изби­ра­те­лей, изби­рательных бюл­ле­те­ней, выдан­ных избирате­лям, пога­шен­ных изби­ра­тель­ных бюллете­ней;

наблю­дать за под­сче­том голо­сов изби­рателей на изби­ра­тель­ном участ­ке на рас­стоянии и в усло­ви­ях, обес­пе­чи­ва­ю­щих ему хоро­шую види­мость содер­жа­щих­ся в изби­рательных бюл­ле­те­нях отме­ток избирате­лей;

зна­ко­мить­ся с любым запол­нен­ным или неза­пол­нен­ным изби­ра­тель­ным бюллете­нем при под­сче­те голо­сов изби­ра­те­лей;

наблю­дать за состав­ле­ни­ем избиратель­ной комис­си­ей про­то­ко­ла об ито­гах голосо­вания и иных доку­мен­тов;

обра­щать­ся с пред­ло­же­ни­я­ми и замеча­ниями по вопро­сам орга­ни­за­ции голосова­ния к пред­се­да­те­лю УИК, а в слу­чае его от­сутствия — к лицу, его заме­ща­ю­ще­му;

зна­ко­мить­ся с про­то­ко­ла­ми соответству­ющей изби­ра­тель­ной комис­сии, нижесто­ящих изби­ра­тель­ных комис­сий об ито­гах голо­со­ва­ния, о резуль­та­тах выбо­ров, с доку­ментами, при­ло­жен­ны­ми к про­то­ко­лу об ито­гах голо­со­ва­ния, о резуль­та­тах выбо­ров;

полу­чать от соот­вет­ству­ю­щей избира­тельной комис­сии заве­рен­ные копии ука­занных про­то­ко­лов и при­ло­жен­ных к ним доку­мен­тов, а так­же иных доку­мен­тов, посту­пив­ших в соответ­ствующие изби­ра­тель­ные комис­сии либо состав­лен­ных эти­ми комис­си­я­ми, в том чис­ле копии спис­ка лиц, при­сут­ство­вав­ших при голо­со­ва­нии, либо изго­тав­ли­вать копии ука­занных про­то­ко­лов и иных доку­мен­тов, при этом по тре­бо­ва­нию наблю­да­те­ля избира­тельная комис­сия обя­за­на заве­рить указан­ные копии;

обжа­ло­вать дей­ствия (без­дей­ствие) из­бирательной комис­сии, в кото­рую он направ­лен, непо­сред­ствен­но в выше­сто­я­щую из­бирательную комис­сию или в суд;

при­сут­ство­вать при повтор­ном подсче­те голо­сов изби­ра­те­лей в соответству­ющих изби­ра­тель­ных комис­си­ях.

Пери­од наблю­де­ния

Наблю­де­ние начи­на­ет­ся с момен­та нача­ла рабо­ты УИК в день голо­со­ва­ния, и закан­чи­ва­ет­ся после сооб­ще­ния о при­ня­тии выше­сто­я­щей изби­ра­тель­ной комис­си­ей про­то­ко­ла об ито­гах голо­со­ва­ния, в том чис­ле об ито­гах повтор­но­го под­сче­та голо­сов изби­ра­те­лей.

Для выпол­не­ния сво­их обя­зан­но­стей на­блюдателю пона­до­бят­ся: авто­руч­ка, блок­нот для запи­сей, листы чистой бума­ги, аппарату­ра для фото- и видео­съем­ки, каль­ку­ля­тор, кар­ман­ный фонарь, мобиль­ные сред­ства свя­зи.

Дея­тель­ность наблю­да­те­ля в день голо­со­ва­ния

С момен­та нача­ла рабо­ты комис­сии на­блюдателю дол­жен быть обес­пе­чен доступ в поме­ще­ние УИК, сфор­ми­ро­ван­ных на изби­рательных участ­ках,

Наблю­да­те­лю необ­хо­ди­мо зара­нее уточ­нить адре­са и теле­фо­ны участ­ко­вой комис­сии с кото­ры­ми пред­сто­ит рабо­тать, фами­лии их руко­во­ди­те­лей (пред­се­да­те­ля, заме­сти­те­ля пред­се­да­те­ля и сек­ре­та­ря ко­миссии).

В день голо­со­ва­ния наблю­да­те­лю сле­ду­ет забла­го­вре­мен­но при­быть в поме­ще­ние из­бирательной комис­сии (за 15–20 минут до нача­ла голо­со­ва­ния). Необ­хо­ди­мо познако­миться с пред­се­да­те­лем, дру­ги­ми чле­на­ми комис­сии и предъ­явить свои доку­мен­ты.

Наблю­да­тель дол­жен убе­дить­ся, что ко­миссия до объ­яв­ле­ния нача­ла голо­со­ва­ния уточ­ни­ла спи­сок при­сут­ству­ю­щих: чле­нов комис­сии с пра­вом реша­ю­ще­го и совеща­тельного голо­са, кан­ди­да­тов, их дове­рен­ных лиц, упол­но­мо­чен­ных пред­ста­ви­те­лей, наблю­да­те­лей, а так­же под­счи­ты­ва­ет и огла­ша­ет чис­ло неис­поль­зо­ван­ных открепитель­ных удо­сто­ве­ре­ний.

Не допус­ка­ет­ся, что­бы в поме­ще­нии УИК, а так­же в поме­ще­нии для голосо­вания одно­вре­мен­но нахо­ди­лись два и более наблю­да­те­ля от одно­го зарегис­трированного кан­ди­да­та, одно­го изби­рательного объ­еди­не­ния, поэто­му на­блюдатели долж­ны орга­ни­зо­вать свою рабо­ту пооче­ред­но.

Наблю­да­тель дол­жен занять такое место, что­бы было удоб­но наблю­дать за происхо­дящим в поме­ще­нии для голо­со­ва­ния.

В уста­нов­лен­ное вре­мя нача­ла голо­сования пред­се­да­тель УИК объ­яв­ля­ет по­мещение для голо­со­ва­ния откры­тым и предъ­яв­ля­ет чле­нам комис­сии, наблю­дателям и дру­гим лицам пере­нос­ные и ста­ци­о­нар­ные ящи­ки для голо­со­ва­ния. Наблю­да­тель дол­жен убе­дить­ся, что они пустые, после чего ящи­ки опечатывают­ся печа­тью УИК (плом­би­ру­ют­ся).

Пред­се­да­тель раз­да­ет чле­нам комис­сии с пра­вом реша­ю­ще­го голо­са спи­сок избирате­лей, изби­ра­тель­ные бюл­ле­те­ни установле­нного образ­ца, заве­рен­ные под­пи­ся­ми двух чле­нов комис­сии и печа­тью комис­сии, с вы­черкнутыми фами­ли­я­ми выбыв­ших канди­датов (в слу­чае их выбы­тия).

Чле­ны УИК обя­за­ны рас­пи­сать­ся в полу­чении бюл­ле­те­ней, а так­же сши­тых книг спис­ка изби­ра­те­лей. После это­го избирате­ли при­гла­ша­ют­ся к голо­со­ва­нию.

Наблю­да­тель впра­ве озна­ко­мить­ся с обо­ру­до­ва­ни­ем поме­ще­ния для голосо­вания и убе­дить­ся, что

места выда­чи бюл­ле­те­ней, каби­ны (спе­циально обо­ру­до­ван­ные места) для тай­но­го голо­со­ва­ния и ящи­ки для голо­со­ва­ния од­новременно нахо­дят­ся в поле зре­ния чле­нов комис­сии и наблю­да­те­лей;

каби­ны для голо­со­ва­ния (спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ные места) осве­ще­ны и снабже­ны пись­мен­ны­ми при­над­леж­но­стя­ми, кро­ме каран­да­шей;

в поме­ще­нии для голо­со­ва­ния выве­ше­ны уве­ли­чен­ные фор­мы про­то­ко­лов об ито­гах голо­со­ва­ния;

инфор­ма­ци­он­ный стенд содер­жит необ­ходимую инфор­ма­цию о кан­ди­да­тах, спи­сках кан­ди­да­тов, вне­сен­ных в бюл­ле­тень.

При несо­блю­де­нии уста­нов­лен­но­го поряд­ка наблю­да­тель дол­жен потребо­вать от пред­се­да­те­ля УИК выпол­не­ния нор­мы ука­зан­ной ста­тьи и в слу­чае не­обходимости соста­вить жало­бу о нару­шении зако­на.

Наблю­да­тель впра­ве так­же убе­дить­ся в нали­чии сей­фа либо метал­ли­че­ско­го ящи­ка для хра­не­ния бюл­ле­те­ней, спис­ка избирате­лей и дру­гой изби­ра­тель­ной доку­мен­та­ции.

Наблю­де­ние за ходом голо­со­ва­ния в поме­ще­нии для голо­со­ва­ния

В ходе голо­со­ва­ния наблю­да­тель сле­дит за поряд­ком выда­чи бюл­ле­те­ней изби­ра­те­лям, вклю­чен­ным в спи­сок изби­ра­те­лей, по предъ­явлении пас­пор­та или доку­мен­та, заме­ня­ю­ще­го пас­порт.

Изби­ра­тель полу­ча­ет бюл­ле­те­ни, текст кото­рых был утвер­жден соот­вет­ству­ю­щей комис­си­ей.

Изби­ра­тель, голо­су­ю­щий на осно­ва­нии откре­пи­тель­но­го удо­сто­ве­ре­ния по месту пре­бы­ва­ния за пре­де­ла­ми сво­е­го избира­тельного участ­ка, где он был вклю­чен в спи­сок изби­ра­те­лей, предъ­яв­ля­ет так­же откре­пительное удо­сто­ве­ре­ние.

Если изби­ра­тель голо­су­ет вне сво­е­го изби­ра­тель­но­го окру­га, то он полу­ча­ет толь­ко один бюл­ле­тень по пар­ти­ям.

При полу­че­нии бюл­ле­те­ня изби­ра­тель или с его согла­сия член комис­сии с пра­вом реша­ю­ще­го голо­са про­став­ля­ет в спис­ке из­бирателей пас­порт­ные дан­ные голосующе­го, изби­ра­тель соб­ствен­но­руч­но расписыва­ется за полу­че­ние бюл­ле­те­ня, а член ко­миссии — за его выда­чу.

Наблю­да­тель дол­жен знать, что ка­ждый изби­ра­тель голо­су­ет лич­но, запо­лняет бюл­ле­тень в кабине или ином специаль­но обо­ру­до­ван­ном месте для тай­но­го голосова­ния, где при­сут­ствие дру­гих лиц недо­пу­сти­мо.

Исклю­че­ние воз­мож­но, если изби­ра­тель не может само­сто­я­тель­но рас­пи­сать­ся в по­лучении бюл­ле­те­ня и запол­нить его. В таком слу­чае он может вос­поль­зо­вать­ся помо­щью изби­ра­те­ля, не явля­ю­ще­го­ся чле­ном ко­миссии, заре­ги­стри­ро­ван­ным кан­ди­да­том, его упол­но­мо­чен­ным пред­ста­ви­те­лем или дове­рен­ным лицом, либо наблю­да­те­лем.

В слу­чае если изби­ра­тель счи­та­ет, что при запол­не­нии бюл­ле­те­ня совер­шил ошиб­ку, он впра­ве обра­тить­ся к чле­ну УИК, выдав­ше­му ему бюл­ле­тень, за выда­чей ново­го бюл­ле­те­ня. Член комис­сии выда­ет новый бюл­ле­тень, о чем дела­ет отмет­ку в спис­ке изби­ра­те­лей и рас­пи­сы­ва­ет­ся.

Испор­чен­ный бюл­ле­тень, на кото­ром член УИК дела­ет необ­хо­ди­мую запись и за­веряет ее сво­ей под­пи­сью, неза­мед­ли­тель­но пога­ша­ет­ся, о чем состав­ля­ет­ся акт.

Если изби­ра­тель уже опу­стил бюл­ле­тень в Урну, и затем понял, что ошиб­ся – новый бюл­ле­тень не выда­ет­ся.

Наблю­да­тель не впра­ве:

выда­вать изби­ра­те­лям изби­ра­тель­ные бюл­ле­те­ни;

рас­пи­сы­вать­ся за изби­ра­те­ля, в том чис­ле по его прось­бе, в полу­че­нии изби­ра­тель­ных бюл­ле­те­ней;

запол­нять за изби­ра­те­ля, в том чис­ле по его прось­бе, изби­ра­тель­ные бюл­ле­те­ни;

пред­при­ни­мать дей­ствия, нару­ша­ю­щие тай­ну голо­со­ва­ния;

при­ни­мать непо­сред­ствен­ное уча­стие в про­во­ди­мом чле­на­ми изби­ра­тель­ной ко­миссии с пра­вом реша­ю­ще­го голо­са подсче­те изби­ра­тель­ных бюл­ле­те­ней;

совер­шать дей­ствия, пре­пят­ству­ю­щие ра­боте изби­ра­тель­ной комис­сии;

про­во­дить пред­вы­бор­ную аги­та­цию сре­ди изби­ра­те­лей;

участ­во­вать в при­ня­тии реше­ний соот­ветствующей изби­ра­тель­ной комис­сии.

Если наблю­да­тель нару­ша­ет тай­ну голо­со­ва­ния или пыта­ет­ся повли­ять на во­леизъявление изби­ра­те­лей, тем самым нару­шая изби­ра­тель­ное зако­но­да­тель­ство, он по реше­нию УИК отстра­ня­ет­ся от наблю­де­ния и уда­ля­ет­ся из поме­ще­ния для голо­со­ва­ния. В этом слу­чае участ­ко­вая комис­сия долж­на при­нять моти­ви­ро­ван­ное реше­ние в пись­менной фор­ме.

Наблю­да­тель дол­жен видеть, что из­биратель опус­ка­ет запол­нен­ный избира­тельный бюл­ле­тень в опе­ча­тан­ный стаци­онарный ящик для голо­со­ва­ния. Законода­тельство не преду­смат­ри­ва­ет иных вариан­тов рас­по­ря­же­ния бюл­ле­те­ня­ми.

Ста­ци­о­нар­ные ящи­ки долж­ны быть все­гда на виду у наблю­да­те­ля, пере­но­сить или вскры­вать их до окон­ча­ния голо­со­ва­ния недо­пу­сти­мо.

Наблю­да­тель дол­жен изу­чать и операти­вно оце­ни­вать обста­нов­ку в поме­ще­нии для голо­со­ва­ния: тре­бо­вать от пред­се­да­те­ля УИК пре­се­кать фак­ты запол­не­ния избиратель­ных бюл­ле­те­ней вне кабин для тай­но­го го­лосования; вни­ма­тель­но отсле­жи­вать возмо­жные фак­ты повтор­но­го голо­со­ва­ния одних и тех же изби­ра­те­лей по пас­пор­там чле­нов сво­ей семьи либо иных изби­ра­те­лей.

В тече­ние дня голо­со­ва­ния участ­ко­вая комис­сия по теле­фо­ну пере­да­ет в террито­риальную комис­сию инфор­ма­цию об уча­стии изби­ра­те­лей в выбо­рах, с кото­рой наблю­да­тель впра­ве зна­ко­мить­ся. Вре­мя пе­редачи инфор­ма­ции сле­ду­ет уточ­нить в УИК.

В ходе голо­со­ва­ния наблю­да­тель мо­жет выяс­нить у пред­се­да­те­ля УИК:

сколь­ко полу­че­но бюл­ле­те­ней для голо­сования и как они хра­нят­ся;

как будет орга­ни­зо­ва­на рабо­та комис­сии в слу­чае боль­шо­го при­то­ка изби­ра­те­лей, что­бы не допу­стить задерж­ки в про­ве­де­нии голо­со­ва­ния;

как ведет­ся рабо­та со спис­ком избирате­лей — есть ли фак­ты нев­клю­че­ния избирате­лей в спи­сок и како­вы при­чи­ны, были ли слу­чаи отка­за изби­ра­те­лям в голо­со­ва­нии из-за отсут­ствия их в спис­ке;

были ли жало­бы изби­ра­те­лей и как они реше­ны.

Сле­ду­ет озна­ко­мить­ся с обста­нов­кой при вхо­де и выхо­де из поме­ще­ния для голосова­ния, убе­дить­ся, что не про­во­дит­ся аги­та­ция, что заре­ги­стри­ро­ван­ные кан­ди­да­ты, их до­веренные лица, упол­но­мо­чен­ные предста­вители, а так­же орга­ни­за­ции, если их руко­водителями явля­ют­ся ука­зан­ные лица, не ор­ганизовали достав­ку (под­воз) изби­ра­те­лей для уча­стия в голо­со­ва­нии.

В слу­чае обна­ру­же­ния нару­ше­ний изби­ра­тель­но­го зако­но­да­тель­ства на­блюдатель дол­жен при­влечь к это­му фа­кту вни­ма­ние пред­се­да­те­ля комис­сии со ссыл­кой на закон и потре­бо­вать пре­сечения нару­ше­ния, а если реак­ции не по­следует, неза­мед­ли­тель­но соста­вить жало­бу либо акт о допу­щен­ном нару­ше­нии. Доку­мент оформ­ля­ет­ся в двух экзем­пля­рах и обя­за­тель­но дол­жен быть по­дписан дву­мя сви­де­те­ля­ми. Об этом сле­ду­ет так­же поста­вить в извест­ность штаб зарегис­трированного кан­ди­да­та.

Наблю­де­ние за голо­со­ва­ни­ем вне поме­ще­ния для голо­со­ва­ния

Изби­ра­те­лю, кото­рый не может (по со­стоянию здо­ро­вья, инва­лид­но­сти) самосто­ятельно при­быть в поме­ще­ние для голосова­ния изби­ра­тель­но­го участ­ка, где он вне­сен в спи­сок изби­ра­те­лей, по его обра­ще­нию, подан­но­му в УИК не позд­нее чем за че­тыре часа до окон­ча­ния вре­ме­ни голо­сования, обес­пе­чи­ва­ет­ся голо­со­ва­ние вне поме­ще­ния для голо­со­ва­ния.

УИК так­же обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность уча­стия в голо­со­ва­нии изби­ра­те­лям, кото­рые вне­се­ны в спи­сок изби­ра­те­лей на дан­ном изби­ра­тель­ном участ­ке, и к избира­телю выез­жа­ют не менее двух чле­нов ко­миссии с пра­вом реша­ю­ще­го голо­са, а так­же чле­ны комис­сии с пра­вом сове­ща­тель­но­го голо­са и наблю­да­те­ли.

Голо­со­ва­ние может быть про­ве­де­но од­ним чле­ном УИК с пра­вом реша­ю­ще­го голо­са, если при этом при­сут­ству­ют не менее двух лиц из чис­ла чле­нов с пра­вом совеща­тельного голо­са или наблю­да­те­лей, назна­ченных   раз­ны­ми   заре­ги­стри­ро­ван­ны­ми кан­ди­да­та­ми. Пред­се­да­тель комис­сии обя­зан не позд­нее чем за 30 минут до выез­да (выхо­да) с пере­нос­ным ящи­ком сде­лать объ­явление о под­го­тов­ке к голо­со­ва­нию вне по­мещения для голо­со­ва­ния.

Наблю­да­те­лю сле­ду­ет проконтро­лировать, полу­чи­ли ли чле­ны УИК с пра­вом реша­ю­ще­го голо­са, выез­жа­ю­щие для про­ве­де­ния голо­со­ва­ния вне поме­ще­ния для голо­со­ва­ния:

опе­ча­тан­ный пере­нос­ной ящик, необхо­димое чис­ло бюл­ле­те­ней, выдан­ных им под рас­пис­ку;

заве­рен­ную выпис­ку из реест­ра, соде­ржащую дан­ные об изби­ра­те­лях и поступи­вших обра­ще­ни­ях о голо­со­ва­нии;

блан­ки заяв­ле­ний изби­ра­те­лей о предо­ставлении им воз­мож­но­сти про­го­ло­со­вать вне поме­ще­ния для голо­со­ва­ния, письме­нные при­над­леж­но­сти.

Коли­че­ство пере­нос­ных ящи­ков для го­лосования вне поме­ще­ния для голо­со­ва­ния опре­де­ля­ет­ся реше­ни­ем УИК.

Изби­ра­тель запол­ня­ет свое заяв­ле­ние лич­но, ука­зы­вая при­чи­ну невоз­мож­но­сти при­бы­тия в поме­ще­ние для голо­со­ва­ния, про­став­ля­ет серию и номер пас­пор­та и под­пи­сью удо­сто­ве­ря­ет полу­че­ние бюл­ле­те­ня.

Чле­ны комис­сии так­же ста­вят свои под­пи­си на заяв­ле­нии, удо­сто­ве­ряя факт выда­чи бюл­ле­те­ня. Кро­ме того, в заяв­ле­нии дела­ют­ся отмет­ки о полу­че­нии ново­го бюл­ле­те­ня вза­мен испор­чен­но­го, если это име­ло место.

Наблю­да­тель дол­жен удо­сто­ве­рить­ся, что бюл­ле­тень для голо­со­ва­ния выда­ет­ся вне по­мещения для голо­со­ва­ния толь­ко тем изби­рателям, заяв­ле­ния кото­рых были заре­гистрированы в реест­ре.

Орга­ни­за­ция голо­со­ва­ния вне поме­ще­ния для голо­со­ва­ния долж­на исклю­чать возмо­жность нару­ше­ния изби­ра­тель­ных прав либо иска­же­ния воле­изъ­яв­ле­ния изби­ра­те­ля.

При воз­вра­ще­нии на изби­ра­тель­ный уча­сток наблю­да­тель впра­ве убе­дить­ся, что выез­жа­ю­щие с пере­нос­ным ящи­ком для голо­со­ва­ния чле­ны комис­сии соста­ви­ли акт о коли­че­стве заяв­ле­ний изби­ра­те­лей, проголо­совавших вне поме­ще­ния для голо­со­ва­ния, чис­ле выдан­ных, исполь­зо­ван­ных и возвра­щенных бюл­ле­те­ней с ука­за­ни­ем све­де­ний о при­сут­ству­ю­щих при про­ве­де­нии голосова­ния вне поме­ще­ния для голо­со­ва­ния лицах.

Пере­нос­ные ящи­ки долж­ны посто­ян­но нахо­дить­ся в поле зре­ния наблю­да­те­лей в поме­ще­нии для голо­со­ва­ния.