Наши коллеги
Интернет-ресурсы молодежной палаты
Альтернативный шрифт

Наши коллеги

Скрыть

Интернет-ресурсы молодежной палаты

Скрыть

Евге­ний Нику­лоч­кин: «Соци­аль­ные про­бле­мы необ­хо­ди­мо решать ком­плекс­но»

05 октября 2011 г. в 20:30

Твитнуть

На днях Обще­ствен­ная моло­деж­ная пала­та утвер­ди­ла окон­ча­тель­ную редак­цию зако­но­про­ек­та об обес­пе­че­нии бес­пре­пят­ствен­но­го досту­па инва­ли­дов к объ­ек­там соци­аль­ной инфра­струк­ту­ры.  Зако­но­про­ект, кото­рый на про­тя­же­нии двух лет раз­ра­ба­ты­вал­ся моло­деж­ной Пала­той, при­зван сде­лать город­скую сре­ду более доступ­ной для людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми.

О новом законе, пра­во­вом лик­бе­зе насе­ле­ния и про­бле­мах дей­ствия зако­нов на прак­ти­ке мы гово­рим с пред­се­да­те­лем комис­сии по пра­во­вым вопро­сам Обще­ствен­ной моло­деж­ной пала­ты Евге­ни­ем Нику­лоч­ки­ным.

- Евге­ний, на послед­нем засе­да­нии моло­деж­ной Пала­ты был при­нят зако­но­про­ект об обес­пе­че­нии бес­пре­пят­ствен­но­го досту­па инва­ли­дов к объ­ек­там соци­аль­ной инфра­струк­ту­ры, кото­рый сей­час пере­дан в ЗСО. Насколь­ко я знаю, этот вопрос моло­деж­ная Пала­та под­ни­ма­ет уже в тече­ние двух лет?

- Да, рабо­та над зако­но­про­ек­том велась доста­точ­но дав­но. В 2009 году Обще­ствен­ная моло­деж­ная пала­та и «Моло­дая Гвар­дия» сде­ла­ли одну из пер­вых редак­ций зако­но­про­ек­та, кото­рая ста­ла при­зе­ром кон­кур­са моло­деж­ных про­грамм «Челя­бинск – это мы». На тот момент закон тре­бо­вал дора­бо­ток и согла­со­ва­ний с раз­лич­ны­ми ведом­ства­ми, кото­рые и были сде­ла­ны в рам­ках про­ек­та «Доступ­ная сре­да». И вот, недав­но мы пред­ста­ви­ли в Зако­но­да­тель­ное Собра­ние пол­но­стью дора­бо­тан­ный, совре­мен­ный закон.

- Ска­жи­те, а чем обу­слов­ле­но столь повы­шен­ное вни­ма­ние к дан­ной теме?

- По самым скром­ным под­сче­там в Челя­бин­ской обла­сти про­жи­ва­ет 210 000  инва­ли­дов раз­лич­ных групп. Надо ли гово­рить о том, что их пра­ва суще­ствен­но попра­ны? Все мы живем в типо­вых домах, ходим по одним и тем же ули­цам и пре­крас­но видим, что они абсо­лют­но не пред­на­зна­че­ны для  пере­ме­ще­ния людей с огра­ни­чен­ны­ми физи­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми. Не воз­мож­но эле­мен­тар­но выехать даже из соб­ствен­но­го подъ­ез­да, не гово­ря уже о попыт­ках посе­ще­ния мага­зи­на, почты или дру­го­го важ­но­го соци­аль­но­го объ­ек­та. А ведь зача­стую инва­ли­ды живут одни, и тогда  это ста­но­вит­ся про­сто непре­одо­ли­мой про­бле­мой.

- В чем Вы види­те реше­ние этой про­бле­мы, она ведь носит ком­плекс­ный и доволь­но мас­штаб­ный харак­тер?

- Как Вы пра­виль­но заме­ти­ли, это систем­ная, ком­плекс­ная про­бле­ма. Ста­ло быть, ей необ­хо­ди­мо ком­плекс­ное реше­ние. Реше­ние, кото­рое было бы закреп­ле­но в пра­во­вом поле и име­ло чет­кое регу­ли­ро­ва­ние.  Повсе­мест­ным долж­но стать появ­ле­ние без­ба­рьер­ной сре­ды. Ины­ми сло­ва­ми, необ­хо­ди­мо созда­ние тако­го город­ско­го ланд­шаф­та, кото­рый не созда­вал бы непре­одо­ли­мых пре­пят­ствий на сво­ем пути. В первую оче­редь, это, разу­ме­ет­ся, каса­ет­ся объ­ек­тов соци­аль­ной струк­ту­ры. Чело­век, кото­рый волею судеб ока­зал­ся в слож­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции, не дол­жен испы­ты­вать про­блем на реа­ли­за­цию сво­их прав в обла­сти тру­да, обра­зо­ва­ния, рабо­ты и досу­га и пре­вра­щать каж­дое свое пере­ме­ще­ние по мега­по­ли­су в пре­одо­ле­ние поло­сы пре­пят­ствий.

- Но в Рос­сии уже суще­ству­ет спе­ци­аль­ный закон о соци­аль­ной защи­те инва­ли­дов?

- Да, дей­стви­тель­но, в Рос­сии суще­ству­ет спе­ци­аль­ный закон «О соци­аль­ной защи­те инва­ли­дов в Рос­сий­ской феде­ра­ции», кото­рый был при­нят без мало­го 16 лет назад, ещё в 1995 году. Де-юре закон есть, но по фак­ту пред­пи­са­ния зако­на в боль­шин­стве слу­ча­ев игно­ри­ру­ют­ся или выпол­ня­ют­ся ненад­ле­жа­щим обра­зом, в виду раз­мы­то­сти и нечет­ко­сти фор­му­ли­ро­вок и арха­ич­но­сти само­го зако­на. В новом зако­но­про­ек­те, кото­рый раз­ра­ба­ты­ва­ли мы, преду­смот­ре­ны абсо­лют­но чет­кие, ясные и понят­ные всем нор­мы и пра­ви­ла. Где и какие соору­же­ния для инва­ли­дов долж­ны нахо­дить­ся и кто несет за это ответ­ствен­ность.

- Евге­ний, обще­из­вест­но, что зако­ны у нас рабо­та­ют сла­бо. Ска­жи­те, а насколь­ко насе­ле­ние под­ко­ва­но в юри­ди­че­ских вопро­сах?

- Доволь­но посред­ствен­но. Не слу­чай­но мно­гие обще­ствен­ные орга­ни­за­ции про­во­дят бес­плат­ные юри­ди­че­ские кон­суль­та­ции, ведь в них есть очень боль­шая потреб­ность, осо­бен­но у мало­обес­пе­чен­ных сло­ев насе­ле­ния, кото­рые мате­ри­аль­но не могут себе поз­во­лить услу­ги юри­стов и нота­ри­усов. Подоб­ны­ми кон­суль­та­ци­я­ми зани­ма­ет­ся и наша комис­сия.

— С каки­ми вопро­са­ми чаще при­хо­дят люди?

- Зна­е­те, спектр самый широ­чай­ший. Начи­ная от иму­ще­ствен­ных и судеб­ных тяжб и закан­чи­вая жало­ба­ми на сосе­дей по садо­во­му участ­ку, кото­рый пере­дви­ну­ли на пару сан­ти­мет­ров забор и «укра­ли» какую-нибудь гряд­ку с реди­сом (улы­ба­ет­ся). В целом, конеч­но, льви­ную долю зако­нов люди абсо­лют­но не зна­ют, что при­во­дит к нару­ше­нию их прав. Одна­ко, посту­па­тель­ные дви­же­ния тоже есть. Если рань­ше люди баналь­но не пони­ма­ли, кто такой пра­во­за­щит­ник и чем он зани­ма­ет­ся, то сей­час все боль­шее коли­че­ство людей, вдох­нов­лен­ных побе­да­ми, в том чис­ле извест­ны­ми феде­раль­ны­ми и реги­о­наль­ны­ми пра­во­за­щит­ни­ка­ми, начи­на­ют заду­мы­вать­ся о защи­те сво­их прав. А чело­ве­ка, кото­рый зна­ет свои пра­ва, обма­нуть уже намно­го труд­нее. Один из ярких при­ме­ров – сфе­ра ЖКХ. Как толь­ко люди нача­ли раз­би­рать­ся в цено­об­ра­зо­ва­нии тари­фов, так сра­зу нача­ли гре­меть скан­да­лы вокруг управ­ля­ю­щих ком­па­ний, кото­рые завы­ша­ли цены.

- Евге­ний, и пожа­луй, послед­ний вопрос. Какие бли­жай­шие пла­ны у Обще­ствен­ной пала­ты и комис­сии по пра­во­вым вопро­сам?

С нача­ла октяб­ря у нас стар­ту­ет рейд по игро­вым заве­де­ни­ям. Я уже гово­рил, что у нас суще­ству­ют про­бле­мы в пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ке и этот сег­мент – не исклю­че­ние. Закон, регу­ли­ру­ю­щий рабо­ту игор­ных заве­де­ний при­нят, одна­ко у нас в горо­де не состав­ля­ет тру­да най­ти под­поль­ное кази­но, зал с игро­вы­ми авто­ма­та­ми и покер­ный клуб. В тече­ние октяб­ря наши акти­ви­сты, а так­же акти­ви­сты «Моло­дой Гвар­дии» буду выяв­лять такие заве­де­ния под видом «тай­ных поку­па­те­лей». Все выяв­лен­ные слу­чаи мы будем фик­си­ро­вать с помо­щью видео и фото аппа­ра­ту­ры. Затем эти дан­ные будут обна­ро­до­ва­ны и пере­да­ны в област­ную про­ку­ра­ту­ру и ГУВД по Челя­бин­ской обла­сти с тре­бо­ва­ни­ем закрыть неза­кон­ные заве­де­ния и нака­зать вла­дель­цев под­поль­но­го биз­не­са.

Гри­го­рий Вау­лин