Магнитогорск — 24 июня 2011 г. в 23:26
Эхо метронома над Уралом, поклон и сотни дрожащих огоньков на мемориальных плитах на склоне уходящего дня — мирного перед началом войны…
Впервые так трогательно и строго магнитогорцы отметили День памяти и скорби.
До нападения фашистской Германии на Советский Союз остаются считанные часы, а вечернюю тишину у монумента «Тыл-Фронту» уже разрывает мелодия «Двадцать второго июня ровно в четыре часа…». Укрывая пламя свечи от гуляющего по парку ветра, люди старшего возраста вторят: «…нам объявили, что началася война». Молодежи, которой с каждой минутой становится все больше, слова песни, кажется, не очень знакомы. Однако усилиями именно молодежных объединений — студенческих профкомов МГТУ и МаГУ, союза молодых металлургов, молодежной палаты города — семидесятая годовщина начала Великой Отечественной в Магнитке нашла отражение в акции «Вечер памяти».
К установленной на проспекте Ленина палатке волнами накатывают люди. Здесь активисты раздают свечи в стаканчиках — 1418 по каждому дню войны. Непривычно слышать общение ветеранов с молодыми, попеременно спрашивающими друг у друга зажигалки, спички и — видеть радость на их лицах, когда пламя наконец начинает играть в руках. На вопрос, что заставило прийти после рабочей смены, за день до экзамена, оторваться от кухонной плиты и телевизора, шествующие к подножию монумента отвечают примерно одно и то же: желание почтить в этот исторический для нашей страны час всех, кто ценой своей жизни отстоял нашу.
Едины в обращениях к собравшимся и выступающие на митинге. Боль и благодарность тем, кто выстоял в Великой Отечественной, не позволил поработить Россию, выразили начальник отдела организации труда и заработной платы ОАО «ММК», депутат МГС Егор Кожаев, заместитель начальника управления соцзащиты города Николай Ракитин, ректор МГТУ Валерий Колокольцев.
- Этот день — святая память обо всех погибших, замученных в фашистской неволе, отдавших силы у прокатных станов и мартеновских печей ради Великой Победы, — говорит Егор Кожаев. — Нельзя забывать о том, какой ценой она досталась России. Мы обязаны знать и помнить о людях, которые ее творили, именно поэтому сегодня мы здесь. Пока мы это помним — мы непобедимы!
В ладошках укрывает свою память Нелли Бережнова — скорее от слез, чем от ветра. Ее свеча предназначена для надписи на последней мемориальной плите, где выбито имя ее отца Антона Федоровича Яценко, погибшего под Смоленском.
- Отец ушел из Магнитки на фронт добровольцем. Ему «бронь» давали — отказался. Мне тогда два с половиной было. Совсем его на лицо не помню. Мать с тремя детьми осталась, да пенсией в сто восемьдесят рублей, — вспоминает Нелли Антоновна. — Внуки выросли, рассказываю им про то страшное время. Не дай бог, чтобы повторилось…
Еще долго участники акции не расходятся, осматривая мерцающие огоньки, вновь и вновь зажигая гаснущие, обжигая пальцы, поддерживая свечи. Пройдет еще немного времени, и фитиль прогорит окончательно. Яркой и нетлеющей останется слава фронтовиков.
Семен Бодров, газета «Магнитогорский металл» от 23.06.2011