23 августа 2010 г. в 22:51
ТвитнутьОбсуждая проект закона «О полиции», члены Экспертного клуба Молодежной общественной палаты при Законодательном собрании Челябинской области, а также приглашенные гости и специалисты обсудили новый проект федерального закона «О полиции». Общим мнением всех участников экспертного клуба стало согласие с необходимость реформирования системы правоохранительных органов нашей страны, то, что смена наименования должна привести не только к смене формата, но и к смене качества содержания деятельности правоохранительных органов. В условиях сложившегося в нашем обществе негативного образа милиции, невысокого ее авторитета, большого количества громких скандалов и эксцессов в ее деятельности, ее реформирование является объективной необходимостью. Молодежная общественная палата Челябинской области целиком поддерживает инициативу Президента страны как по реформированию милиции, так и по обсуждению проекта закона в обществ. Впервые столь значимый проект федерального закона подвергнут столь широкому общественному обсуждению. По нашему мнению, это является новым качеством законотворческого процесса.
В ходе заседания экспертного клуба было высказано немало замечаний к новому законопроекту. Особенно отмечалось расплывчатость формулировок, идущих вразрез с обещаниями Президента о том, что «в новом законе будет чёткое определение обязанностей и полномочий МВД». Участники Экспертного клуба указывают на тот факт, что многие статьи проекта закона «О полиции» содержат формулировки, отсылающие к другим законам, без уточнения каким именно: «в пределах, установленных федеральным законом», «определяются федеральными конституционными законами и федеральными законами», «определяются иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» и т.п. Так в частности пункты 2 и 3 статьи 4 проекта Закона должны содержать перечень полномочий руководителей федерального органа и территориальных органов. А не отсылать к неопределенным законам и нормативным документам.
Участники клуба подчеркнули, что в обсуждаемом проекте МВД федерального закона «О полиции» впервые сделана попытка конкретного ограничения действий сотрудников правопорядка по применению спецсредств, что является несомненным достоинством законопроекта. В части 2 статьи 22 говорится о том, что применение сотрудником полиции специальных средств должно осуществляться с учетом следующих ограничений: «запрещается наносить человеку удары палкой резиновой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократно наносить удары в одно и то же место».
Больше всего критические высказывания касались положений, регламентирующих права полиции. В частности, вызвало недоумение наличие пункта о том, что полиция правомочна ограничивать свободу любого физического лица на один час для того, чтобы: «решить вопрос о необходимости применения к гражданину мер принуждения», «для получения разъяснений на месте», «для проверки документов». Возникает коллизия между конституционной нормой, гарантирующей неприкосновенность частной собственности, жилища и нормой проекта нормативного акта «О полиции», дающей право сотрудникам полиции практически беспрепятственно проникать как в дома физических лиц, так и на территорию зданий, сооружений, которая занимается юридическими лицами.
Много иных положений проекта Закона, вызвавших критические замечания участников заседания Экспертного клуба. Так многие скептически отнеслись к норме, которая предоставляет возможности работникам полиции пользоваться безвозмездно и беспрепятственно всеми средствами связи, которые принадлежат организациям, учреждениям и предприятиям. Также нормативный акт не содержит четкой регламентации оснований, которые дают право полиции исследовать документы предприятия или организации. В статье 8 необходимо уточнение понятия «информирование населения» по ее периодичности и содержанию, форме отчетности руководителей, уточнение каналов коммуникации, через которые это информирование будет осуществляться. В статье 9 предлагается сделать хотя бы часть извинений публичными, что усиливает воспитательный и сдерживающий эффект нормы. Отдельно была рассмотрена деятельность Общественных советов милиции, деятельность, принцип формирования, цель формирования, состав и структура которых вызывает большое количество вопросов. Что сделали эти советы, чтобы хоть как-то изменить образ милиции в обществе или оптимизировать ее деятельность? Их деятельность также должна быть реформирована в сторону большей открытости, уточнены функции и полномочия в сфере обеспечения связи правоохранительных органов с обществом.
Итогом дискуссии стало понимание огромных имиджевых и содержательных проблем в работе системы правоохранительных органов, очевидно, что если реформа не даст позитивной отдачи, причем, быстрой отдачи, то ее недостатки могут негативно сказаться на политических позициях Президента страны, что усиливает значимость данной реформы для нашей страны. Мы призываем все заинтересованные стороны продолжить обсуждение законопроекта, а законодательные органы принять во внимание все предложения.
Андрей Уфимцев