Наши коллеги
Интернет-ресурсы молодежной палаты
Альтернативный шрифт

Наши коллеги

Скрыть

Интернет-ресурсы молодежной палаты

Скрыть

Вина или беда? («Южно­ураль­ская пано­ра­ма», 1 апре­ля 2010)

02 апреля 2010 г. в 9:01

Твитнуть

Вина или беда?

Обще­ство встре­во­же­но анти­гу­ман­но­стью, сни­же­ни­ем эти­че­ских и нрав­ствен­ных кри­те­ри­ев у мно­гих под­рост­ков. Педа­го­ги, пси­хо­ло­ги бьют тре­во­гу: нарас­та­ет дегу­ма­ни­за­ция под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния!

Недав­ний при­мер — неод­но­крат­ные изби­е­ния под­рост­ка­ми из горо­да Шеле­хо­ва Иркут­ской обла­сти сво­ей 73-лет­ней учи­тель­ни­цы физ­куль­ту­ры. Отче­го же под­рост­ко­вая агрес­сия нарас­та­ет? Кто в этом вино­ват и что делать?

В этом пыта­лись разо­брать­ся участ­ни­ки недав­не­го круг­ло­го сто­ла «Рост под­рост­ко­во­го нега­ти­ва: вина или беда?», кото­рый состо­ял­ся в Челя­бин­ске.

Пред­став­ля­ем участ­ни­ков и при­во­дим ниже выдерж­ки из их выска­зы­ва­ний в ходе раз­вер­нув­шей­ся дис­кус­сии. На засе­да­нии круг­ло­го сто­ла побы­ва­ли: Евге­ния Нови­ко­ва, инспек­тор комис­сии по делам несо­вер­шен­но­лет­них Кур­ча­тов­ско­го рай­о­на Челя­бин­ска; Ири­на Рома­но­ва, дирек­тор цен­тра прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии «Потен­ци­ал»; Евге­ний Аба­ту­ров, завуч по вос­пи­та­тель­ной рабо­те шко­лы № 98; Сер­гей Мол­ча­нов, заве­ду­ю­щий кафед­рой кор­рек­ци­он­ной педа­го­ги­ки Челя­бин­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та, док­тор педа­го­ги­че­ских наук; Дмит­рий Семе­нов, ответ­ствен­ный сек­ре­тарь обще­ствен­ной моло­деж­ной пала­ты при Зако­но­да­тель­ном Собра­нии Челя­бин­ской обла­сти.

Три кита

Евге­ний Аба­ту­ров:

— Мил­тон Фрид­ман, аме­ри­кан­ский эко­но­мист, лау­ре­ат Нобе­лев­ской пре­мии, утвер­ждал, что идео­ло­гия совре­мен­но­го капи­та­лиз­ма сто­ит на трех китах: сво­бо­да выбо­ра, равен­ство воз­мож­но­стей и брат­ство во Хри­сте (гуман­ные цен­но­сти). Сво­бо­да выбо­ра постоль­ку-посколь­ку в нашем обще­стве при­сут­ству­ет. Что каса­ет­ся равен­ства воз­мож­но­стей… Ее одно­знач­но нет. И под­рост­ки это видят. Раз­ве воз­мож­но у нас создать биз­нес, под­нять­ся по карьер­ной лест­ни­це, толь­ко лишь бла­го­да­ря сво­им умствен­ным и лич­ност­ным дости­же­ни­ям — без денег и свя­зей? Осо­зна­ние это­го явля­ет­ся одной из при­чин под­рост­ко­вой агрес­сии. Если мы хотим вой­ти в Евро­со­юз достой­ны­ми парт­не­ра­ми, надо при­нять три дан­ных посту­ла­та и сле­до­вать им.

Сле­ду­ю­щий момент: внед­ре­ние в созна­ние моло­де­жи потре­би­тель­ских цен­но­стей. Какая сей­час идео­ло­гия? Кого мы вос­пи­ты­ва­ем? Потре­би­те­лей, нахлеб­ни­ков, трут­ней… Тогда кто же будет сози­дать?

Нель­зя умол­чать и про ажи­о­таж, кото­рый под­ни­ма­ют СМИ вокруг потре­би­тель­ских цен­но­стей. Это дела­ют, конеч­но, не столь­ко жур­на­ли­сты, сколь­ко заказ­чи­ки их мате­ри­а­лов… Вме­сто обще­че­ло­ве­че­ских, веч­ных цен­но­стей мы видим сего­дня некие симу­ля­то­ры, то есть цен­но­сти, за кото­ры­ми ниче­го нет. Одни физио­ло­ги­че­ские потреб­но­сти.

При­мер: поче­му у нас одна сбор­ная Олим­пи­а­ду не выиг­ра­ла, а дру­гая — пара­олим­пий­цы — выиг­ра­ла? Да по той про­стой при­чине, что у пер­вой сбор­ной не было духа. Хотя было пре­крас­ное финан­со­вое обес­пе­че­ние. А у пара­олим­пий­цев был дух! Это самое важ­ное. Хотя зар­пла­та­ми высо­ки­ми они и не изба­ло­ва­ны.

Конеч­но, совсем уж исклю­чить потре­би­тель­ские цен­но­сти невоз­мож­но. Но выдви­гать их на пер­вый план оши­боч­но. Госу­дар­ство долж­но сфор­ми­ро­вать идео­ло­гию! Надо допу­стить интел­ли­ген­цию к уча­стию в управ­ле­нии стра­ной, хотя бы на поло­же­нии совет­ни­ков, кон­суль­тан­тов, а у нас пока идео­ло­гию стра­ны опре­де­ля­ют биз­не­сме­ны и тор­гов­цы. А для них суще­ству­ет толь­ко одна цен­ность — день­ги.

Воз­вра­ща­ясь к раз­го­во­ру о под­рост­ках и шко­ле… 2010 год — Год учи­те­ля, а бюд­жет на обра­зо­ва­ние умень­шен на два про­цен­та. Если вклю­чить туда еще 12 про­цен­тов инфля­ции, то полу­ча­ет­ся на 14 про­цен­тов! Что делать даль­ше? При таком отно­ше­нии к шко­ле и ока­зы­ва­ет­ся, что дети нико­му не нуж­ны. Роди­те­ли заня­ты зара­ба­ты­ва­ни­ем денег. Настоль­ко, что не могут «отвле­кать­ся» на детей. Шко­ле, если будет отсут­ство­вать класс­ный руко­во­ди­тель (ведь его труд опла­чи­ва­ет­ся недо­ста­точ­но), они тоже не нуж­ны. И что мы полу­чим? Такую вол­ну агрес­сии, кото­рой еще не виде­ли. И про­сто най­дут­ся люди, кото­рые напра­вят эту агрес­сию в нуж­ное им рус­ло. И нахо­дят­ся уже, судя по репор­та­жам о нео­фа­ши­стах, сата­ни­стах и про­чих.

Дмит­рий Семе­нов:

— В Челя­бин­ской обла­сти пять тысяч обще­ствен­ных орга­ни­за­ций. Заня­тость в них моло­де­жи при­мер­но десять тысяч чело­век. В то же вре­мя детей у нас в обла­сти 450 тысяч. Полу­ча­ет­ся, заня­то чем-то полез­ным и инте­рес­ным чуть более двух про­цен­тов. Но надо, что­бы под­рост­ков было заня­то боль­ше! Очень мно­гое в пове­де­нии ребен­ка опре­де­ля­ет то, чем он реаль­но занят в сво­бод­ное вре­мя. Необ­хо­ди­мо раз­ви­вать обще­ствен­ные объ­еди­не­ния по тем направ­ле­ни­ям, кото­рые, с одной сто­ро­ны, мас­со­вые, с дру­гой, инте­рес­ны и при­вле­ка­тель­ны для моло­де­жи. И конеч­но, надо раз­ви­вать тру­до­вую заня­тость под­рост­ков. Толь­ко так они смо­гут про­чув­ство­вать цен­ность денег.

Осво­бо­ди­те класс­но­го

Сер­гей Мол­ча­нов:

— На заня­тия в шко­ле по учеб­ным пред­ме­там мы еже­год­но тра­тим 1200 часов. А на класс­ные часы — 40 часов. Несо­по­ста­ви­мые циф­ры! При этом в «Законе об обра­зо­ва­нии» гово­рит­ся: «Обра­зо­ва­ние — это вос­пи­та­ние и обу­че­ние». Но шко­ла реаль­но зани­ма­ет­ся толь­ко обу­че­ни­ем!

Допу­стим, я учи­тель физи­ки. Глав­ное, я дол­жен пре­по­дать свои уро­ки, и все. Мне раз­ве пла­тят за то, что­бы я сле­дил, что про­ис­хо­дит в школь­ном дво­ре, на пере­ме­нах? А если я еще и класс­ный руко­во­ди­тель, мне допла­тят за это тыся­чу руб­лей.

А у меня нагруз­ка 30 часов в неде­лю плюс боль­шая бумаж­ная отчет­ность. Вы же пони­ма­е­те: мне даже на секун­ду в класс зай­ти неко­гда! Та же тыся­ча руб­лей, кото­рую, нако­нец, госу­дар­ство на опла­ту тру­да класс­но­го руко­во­ди­те­ля выде­ли­ло, что это такое? Поде­ли­те тыся­чу на 25 чело­век (в клас­се). Полу­чит­ся по 40 руб­лей на одно­го. И поде­ли­те это еще на 30 дней в месяц. Полу­чит­ся, два руб­ля на одно­го ребен­ка в день. Это даст сти­мул для вос­пи­та­тель­ной рабо­ты?

Несколь­ко лет назад речь шла о том, что долж­ны быть толь­ко класс­ные руко­во­ди­те­ли осво­бож­ден­ные. В педа­го­ги­че­ском вузе гото­вят учи­те­лей-пред­мет­ни­ков. А класс­ных руко­во­ди­те­лей вооб­ще никто не гото­вит, нет тако­го факуль­те­та. И к вос­пи­та­тель­ной рабо­те никто не гото­вит. Но такой факуль­тет нужен.

На сего­дня есть потреб­ность в при­ня­тии зако­на «О соци­а­ли­за­ции». Вос­пи­та­ни­ем долж­ны зани­мать­ся спе­ци­аль­ные соци­аль­ные инсти­ту­ты. Пред­ло­же­ние к обще­ствен­ной моло­деж­ной пала­те: офор­мить это в зако­но­да­тель­ную ини­ци­а­ти­ву. Госу­дар­ство долж­но думать о соци­а­ли­за­ции, долж­но обес­пе­чить усло­вия, при кото­рых чело­век ста­но­вит­ся граж­да­ни­ном.

Путь к ста­би­ли­за­ции

Ири­на Рома­но­ва:

— Цен­но­сти явля­ют­ся под­твер­жде­ни­ем той люб­ви, кото­рую мы даем сво­им детям. Жен­щи­на ведь тоже, когда полу­ча­ет колеч­ко от люби­мо­го, вос­при­ни­ма­ет это как то, что она люби­ма. Это мож­но при­ме­нить и в отно­ше­нии ребен­ка. Если он оформ­лен в хоро­шую шко­лу, ему поку­па­ют доро­гую одеж­ду, водят на пре­стиж­ные кон­цер­ты, опла­чи­ва­ют отпуск, зна­чит, его любят! Это под­твер­жде­ние люб­ви. Но здесь пра­виль­но ска­за­ли: это долж­но быть под­креп­ле­но еще духом, духов­ной состав­ля­ю­щей, искрен­ни­ми чув­ства­ми. Полу­ча­ет­ся, что мы сами сво­им пове­де­ни­ем, сво­и­ми поступ­ка­ми про­во­ци­ру­ем под­рост­ков на непра­виль­ное миро­вос­при­я­тие. Отку­па­ем­ся день­га­ми, абстра­ги­ру­ем­ся от него и отпус­ка­ем в воль­ное пла­ва­ние.

Пра­виль­но ска­зал Сер­гей Гри­го­рье­вич Мол­ча­нов, пора создать «Закон о соци­а­ли­за­ции»! Это путь к ста­би­ли­за­ции духов­но­го раз­ви­тия. Надо опре­де­лить, како­вы наши реаль­ные цен­но­сти? И сде­лать это долж­но госу­дар­ство.

Евге­ния Нови­ко­ва:

— Есть такая тен­ден­ция: вес­ной в шко­лах уве­ли­чи­ва­ет­ся коли­че­ство драк. Или груп­па детей замыш­ля­ет и выпол­ня­ет некие про­ти­во­прав­ные дей­ствия про­тив дру­го­го под­рост­ка… Но в том, что под­рост­ки агрес­сив­ны, соглас­на, вино­ва­ты боль­шей частью роди­те­ли! Это мое убеж­де­ние. Ребе­нок пре­вра­ща­ет­ся в юно­го сади­ста чаще все­го имен­но в семье. Когда роди­те­ли сами под­ни­ма­ют на детей руку, ждать от под­рост­ков дру­го­го пове­де­ния точ­но не сто­ит.

Мы часто быва­ем в раз­лич­ных семьях… Видим, что под­рост­кам там вни­ма­ние вооб­ще не уде­ля­ют. Роди­те­ли заня­ты собой, сво­ей карье­рой, оза­бо­че­ны день­гами… За свой недо­ста­ток вни­ма­ния к под­рост­кам они отку­па­ют­ся от них мате­ри­аль­ны­ми цен­но­стя­ми. Под­рост­кам не с кем пого­во­рить, они не полу­ча­ют люб­ви и вни­ма­ния, их никто не слу­ша­ет и не слы­шит. Ни о про­бле­мах, ни об успе­хах. Тогда они начи­на­ют само­утвер­ждать­ся порой с отри­ца­тель­ной сто­ро­ны.

В послед­нее вре­мя стре­мим­ся рабо­тать во вза­и­мо­дей­ствии со шко­ла­ми. Так пол­нее уда­ет­ся понять истин­ные при­чи­ны того, что про­ис­хо­дит.

Если под­ве­сти итог ска­зан­но­му, воз­рас­та­ние нега­ти­ва сре­ди под­рост­ков — наша сов­мест­ная про­бле­ма. Боль­ны не под­рост­ки, боль­но все наше обще­ство. Зна­чит, нуж­ны кон­крет­ные спо­со­бы его оздо­ров­ле­ния. Участ­ни­ки круг­ло­го сто­ла выдви­ну­ли ряд кон­струк­тив­ных пред­ло­же­ний. Сто­ит наде­ять­ся, они будут услы­ша­ны.

ИРИНА БОГДАНОВА
«Южно­ураль­ская пано­ра­ма», 1 апре­ля 2010
http://www.up74.ru/rubricks/obshhestvo/2010/aprel-10/vina-ili-beda-/