07 апреля 2011 г. в 9:20
ТвитнутьВчера в здании областного парламента прошел круглый стол «Проблемы развития современного машиностроения в условиях нехватки молодых кадров», организатором которого было Челябинское региональное отделение Союза машиностроителей России при поддержке Общественной молодежной палаты при Законодательном Собрании Челябинской области.
В рамках круглого стола представители предприятий машиностроительной отрасли Южного Урала, сотрудники вузов и молодые парламентарии, большинство которых в настоящее время сами являются студентами, обсудили ситуацию с трудоустройством выпускников учебных заведений высшей школы, востребованность технических специальностей на рынке труда и наметили пути ухода от дефицита молодых кадров в машиностроении нашего региона.
Напомним, тридцатого марта в Магнитогорске прошло двадцать второе заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России с участием президента РФ Дмитрия Медведева, на котором он обратил особое внимание на уровень подготовки молодых специалистов с техническим образованием.
— Сейчас в стране около семи миллионов студентов, из них миллион шестьсот тысяч учатся на технических факультетах. Цифра, честно говоря, огромная. Это количество когда-нибудь должно перейти в качество, иначе непонятно, вообще, кого мы готовим, — подчеркнул президент.
Как сообщила директор по управлению персоналом ВИС «Электромашина» Марина Шухова, в настоящее время работа на предприятиях машиностроения нашего региона, в основном, осуществляется за счет кадров, подготовленных еще в советское время.
Молодежь, получив дипломы по техническим специальностям, не спешит трудоустраиваться по профессии. Большинство выпускников вузов попросту не доходят до рабочих мест на машиностроительных предприятиях. Происходит закономерное старение кадров: средний возраст работников таких предприятий достигает пятидесяти лет. При этом создавать новую эффективную экономику, модернизировать производственный процесс невозможно без привлечения на предприятия машиностроения молодых кадров.
На ОАО «Электромашина» в последнее время удалось переломить тенденцию в отрасли: количество сотрудников до 35 лет возросло за 2010 год на четыре процента. На предприятии заработал технический клуб для молодых специалистов, была создана научно-исследовательская лаборатория. По словам Марины Шуховой, в ближайшее время планируется запустить новую программу «Конструктор развития инноваций», которая призвана обеспечить интеллектуальный рост работников завода, стимулировать их к научной деятельности, изобретению технических новинок. К участию в этой программе планируется привлекать молодых специалистов предприятия.
О низком уровне подготовки кадров говорил начальник отдела массовых коммуникаций ОАО «Автозавод «Урал» Андрей Трушников:
— Крупные промышленные предприятия нашей области вынуждены в настоящее время создавать собственные учебные центры, которые фактически занимаются тем, что переучивают выпускников вузов, пришедших работать в машиностроение. Такой учебный центр действует и на ОАО «УралАЗ».
По словам директора центра содействия трудоустройству выпускников ЧелГУ Альберта Киреева, этому есть причина — студентам необходимо проходить стажировку на предприятиях на более ранних сроках обучения. А сейчас на стажировку берут преимущественно тех, кто обучается на последних курсах и через пару месяцев получит диплом. Большинство предприятий заинтересованы в том, чтобы произвести «отбор» выпускников на стадии стажировки и лучшим тут же предложить работу, а не ждать пять лет, обучая молодого студента.
Средний возраст работников ОАО «УралАЗ» достигает 38 лет, при этом на предприятии наблюдается нехватка рабочих рук, которые сегодня весьма востребованы на производстве.
— На автосборке обычный работяга получает тридцать тысяч рублей, что намного выше среднего уровня зарплаты по Миассу. Однако трудиться к станку сегодня молодые не идут, большинство из них ищут «кабинетной работы», — говорит Андрей Трушников. — Значительную роль играет для молодых кадров и престиж работы, поэтому многие и по сей день мечтают стать банкирами и юристами.
По мнению участников круглого стола, целесообразно до формирования кадрового плана-заказа для вузов поднять престиж в молодежной среде, к примеру, тех же инженерно-технических специальностей, да так, чтобы у студентов глаза загорелись. Поможет ли это разрешить проблему нехватки молодых кадров в машиностроении региона — покажет время.
АРИНА МИРОНЕНКОВА